Перейти к содержимому страницы

Разговор с логопедом

Содержание раздела

Ваш вопрос успешно отправлен.

Добрый день. Мой ребёнок, забывает, путает и зеркально пишет буквы.

Добрый день, дорогие родители!

Cпешу поделиться советом и рекомендациями.

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений.

Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза.

Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы.

Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: "м" и "б", т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.

Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

  • взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;
  • лепка буквы из пластилина;
  • вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
  • «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;
  • сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.;
  • обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
  • выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;
  • обводка букв, написанных взрослым;
  • письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.


Добрый день. Какая должна быть речевая активность у ребёнка к 1 классу?

Добрый день, уважаемые родители.

У ребёнка к первому классу речевая активность должна быть развита в следующих направлениях:

  1. Овладение звукового состава слова и умения раскладывать слова на звуки, не называя его. Например, учитель показывает ему картинку мака, и ребёнок произносит «м», «а», к».
    • Если он может это сделать, то на письме он не будет пропускать буквы. Если есть сложность с восприятием звуков — это обязательно скажется в дальнейшем в обучении, а именно в овладении письменной речью.
  2. Богатый словарный запас.
    Бедная речь бывает у детей, с которыми редко разговаривают родители или которые растут без должного внимания. Или у тех, кто мало читает и чаще увлечён гаджетами. В школе детям с маленьким словарным запасом тяжелее «вливаться» в программу, понимать учителя и задавать вопросы как учителю так и своим сверстникам.
  3. Овладение грамматических согласований— на уровне слуховой памяти.
  4. Составление рассказа по картинке, пересказ услышанного текста.
  5. Рассказ по картинке — это фундамент для школьного сочинения, изложения, пересказа, которые постоянно встречаются на уроках и на ОГЭ и ЕГЭ. Здесь активно работает фантазия — особенно в задании, где нужно придумать конец истории или «дорисовать» картинку самостоятельно. Описать собственные образы и фантазии — задача посложнее, чем описать готовую картинку, этот навык очень важен в школе.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как научить младшего школьника самостоятельно выполнять домашние задания?

Когда ребёнок идёт в первый класс, родители должны учитывать, что на первое место выходит его психическое и психологическое здоровье. Ребёнку нужно обеспечить комфортную атмосферу. В состоянии тревожности перестают функционировать лобные отделы мозга, отвечающие за работу как таковую. Если в доме происходят ссоры между родителями, или родителями и родственниками, их нужно прекратить немедленно! Кроме того, не стоит излишне концентрировать своё внимание на выполнении заданий. Первоклассник способен самостоятельно выполнить уроки, а вы проверьте их с удовольствием, как бы играя. Можно соревноваться, кто лучше напишет (прочитает, нарисует), мама или сын. Похвалите за хорошее, а то, что получилось хуже, ребёнок увидит сам. Когда родители сразу требуют отличных результатов и буквально дышат в затылок, готовые подсказать и поправить, это тревожит ребёнка, не позволяет мыслить самостоятельно. Если ребенок неусидчив, оставляйте его одного выполнять задания ненадолго, минут на десять. Потом проверьте, поиграйте. Пусть он подвигается. И – снова за учёбу: опять самостоятельно, минут на десять. Необходим и контроль, и доверие.


Добрый день, Мой ребёнок – подросток. Как избежать конфликтов в семье?

Возможно, ответ вас удивит, но избежать конфликтов не удастся. Редко, когда при столкновении интересов разных людей не возникает конфликта. Но следует помнить, глядя на своё чадо, не только то, что это ваша плоть и кровь. Важно осознавать, что перед вами почти уже взрослый человек, у которого сейчас очень сложный период. Он постоянно находится в ситуации выбора, а опыта для принятия решения недостаточно. Допускаются оплошности и серьёзные ошибки. Их надо исправлять. Каждый год в учебном расписании добавляются предметы. Значит, заданий становится больше. Времени на приготовление уроков уходит больше. Но есть и личные интересы. Взаимоотношения со сверстниками могут быть ровными, а могут быть и конфликты, ссоры. Ребятам хочется куда-то пойти вместе, или просто погулять. Как много всего хочется успеть! А от чего-то приходится и отказаться. Стресс накапливается. Выброс происходит в семье, среди родных и близких. Попробуйте посмотреть на эту ситуацию, как на знак особого доверия. Для родителей, безусловно, наступает трудный период. Ребёнок, который до сих пор был частью их существа, их семьи, начинает отдаляться. Перестаёт делиться впечатлениями, переживаниями, совершает неожиданные поступки, отказывается принимать участие в жизни семьи. Родителям кажется, что их дети равнодушны и грубы. Иногда так и есть. Но это необходимая мера. Ребёнок растёт и скоро будет взрослым. Отпустите детей, дайте им чуть больше свободы, но постарайтесь быть им хорошими друзьями, готовыми дать мудрый совет, способными любить и прощать.


Здравствуйте, после окончания школы наш сын хочет сразу начать работать, мы же хотели бы, чтобы он все силы направил на обучение в ВУЗе. Как нам его переубедить?

Желание помогать родителям, стать финансово независимым – похвально. Ваш сын заслуживает уважения за принятие такого решения. Необходимо дать ему почувствовать, что вы не отвергаете его инициативу. Кроме того, если работать он будет в русле своей профессии, то это важный шаг на пути приобретения практического опыта и профессиональных навыков. Поддержите его. Но договоритесь о том, что сейчас он может только подрабатывать, а на полный рабочий день выйдет после окончания ВУЗа. Необходимо стать профессионалом, мастером своего дела.


Здравствуйте, расскажите, пожалуйста, на что надо обратить внимание в воспитании старшеклассника.
У старшеклассника возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость. Он ставит и активно решает наиболее сложные жизненные проблемы. Рефлексия собственного жизненного пути, стремление к самореализации приводит к появлению новых социальных потребностей: найти свое место среди других, выделиться, быть особенным, играть определенную роль в обществе.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л. И. Божович (доктор психологических наук, профессор, выдающийся ученый (1908-1981)) подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Это своеобразие внутренней позиции, по мысли Л. И. Божович, заключается в том, что школьники старших классов - это «люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности».

Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Выяснилось, например, что среди учеников I—III классов вообще нет таких школьников, у которых бы отношение к различным сторонам школьной жизни и учению определялось мотивами будущего, в IV—V классах оказалось 5% таких учащихся, в VI—VII - 20%, а в IX—Х классах 58% школьников смотрят на школу с позиции своего будущего.

Старший школьный возраст - это пора поисков и открытий. Старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Большинство старшеклассников высказываются в пользу активных и самостоятельных форм деятельности: дискуссий, лабораторно-практических работ, изучения первоисточников.

Процесс обучения старшеклассников должен все время рассматриваться с точки зрения того, насколько он готовит к самообразованию. Если в младших классах стояла задача «учить учиться», то в старших классах установка на то, чтобы «учить учиться самостоятельно», т. е. формировать технику самообразования, формировать рациональные приемы работы с учебным материалом (конспектирование, использование справочных материалов, работа с книгой, написание реферата, тезисов). Очень важно учить старших школьников планировать свою работу, выбирать индивидуальный оптимальный режим дня, рационально использовать свое время.

Говоря о старших школьниках, нельзя упускать и вероятность ложно направленных устремлений с их стороны. К сожалению, в желании «во всём дойти до самой сути», ребята попадают в серьёзные переделки, становятся оружием в руках умелых манипуляторов. Чтобы исключить вероятность тяжёлых последствий, взрослым необходимо создать доверительную среду взаимоотношений со школьниками старшего возраста. Ребятам важно ощущать себя личностью, способной принимать решения. Важно чувствовать уважение и поддержку со стороны взрослых. Родителям следует быть предельно внимательными. Ни в коем случае нельзя высмеивать, безапелляционно отторгать мнение старшего школьника. Зато всегда можно с ним поспорить с позиции равного. Как правило, молодые люди любят спорить. Это хорошая возможность высказаться, самоутвердиться, узнать новое, а также научиться слушать и уважать собеседника. И уважение должно стать ключевым словом в общении со старшими школьниками. Если ребята начинают испытывать давление, встречают резкое неприятие их точки зрения (пусть и ошибочной), они находят достаточно сил и средств для того, чтобы оказать сопротивление. Печально, когда лучшие годы жизни, расцвет жизненных сил и энергии, уходят на самоутверждение и попытку отстоять собственное «я». Асоциальное, дивиантное поведение, к сожалению, становятся такими средствами. Проще говоря, это демонстративно грубая речь, мат, табакокурение, алкоголь.

Безусловно, когда старшие школьники излишне свободны и независимы, это также для них вредно, как и тоталитарный контроль. Оптимальное решение, как всегда, - умеренность, золотая середина. Очень важна в этот период роль авторитета. Авторитетом для старшего школьника может стать лучший друг, кто-то из родных, учитель, историческая или литературная личность. Хорошо, когда родители – лучшие друзья старшего школьника. Если вам не удалось завоевать доверие собственного ребёнка, не расстраивайтесь. Подружитесь с его другом, любимым учителем, узнайте всё о тех исторических личностях, судьба которых взволновала вашего ребёнка. Тогда вы вернёте его внимание и стремление к общению с вами. У старшего школьника должно устойчиво сформироваться чувство дома («там, где надеются и ждут, где ты забудешь о плохом…») и чувство дороги – жизненного пути, осознанного, с целью и средствами к её достижению.

Это очень непростое время. Родителям надо быть рядом. Поддержать в трудную минуту. Отстраниться слегка, чтобы дать возможность самому принять решение. Объяснить, что за решение, принятое самостоятельно, человек отвечает сам; объяснить, что рядом со свободой всегда стоит ответственность. Никогда не стоит заострять внимание на неудачах и падениях. Помните, когда ваш ребёнок был ещё совсем крохой, сколько раз в день он мог упасть? И вся наша жизнь складывается из падений и взлетов. Важно научить спокойно к этому относиться. Важно научить понимать, что движение – жизнь. Надо двигаться дальше. Преодолевая пороги и препятствия, сталкиваясь с проблемами, принимая решения, наши дети нарабатывают опыт, необходимый для дальнейшей жизни.

Счастье наших детей во многом зависит от нас. Но никогда мы не сможем заставить их быть счастливыми. И окно во взрослую жизнь каждый открывает для себя сам.


Мой сын очень способный мальчик. Он аккуратен. Рисует, всерьёз увлечён авиа моделированием. Но почему-то у него с первого класса учёба не вызывает интереса. Как заставить учиться моего умного и способного ребенка?

Всем известно, что многие талантливые, гениальные люди были закадычными троечниками. Но не все троечники оказывались гениальными изобретателями. Это необходимо учитывать. И, конечно, кто лучше родителей может знать о талантах своего ребёнка? Начните с того, что внимательно изучите, к чему у него есть явная склонность. Пока он мал, ему трудно понять, что любимые рисование и моделирование связаны с черчением, математикой, физикой, биологией, химией. Что, не добившись успеха в этих науках, невозможно развиваться в любимых сферах деятельности. Сходите в музей, расскажите биографию понравившегося художника или изобретателя. Обратите внимание на то, какой долгий путь нужно пройти, чтобы добиться успеха и как многому надо научиться. Ваш ребенок любит работать руками? Значит, делая домашнюю работу, вашему сыну необходимы перерывы. «Лучший отдых – это смена деятельности». В таких перерывах главное – быстрый результат. Аппликация из клочков бумаги или лепка фигур из глины/пластилина. Это расслабляет и помогает сосредоточиться. И ещё, крайне важны: спокойствие, уверенность, понимание родителей. Никаких криков и хаоса вокруг, насмешек и критики. Ваша уверенность в способностях сына должна быть ему опорой, но не упреком. Хороши умеренные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе. Когда вы увидите, что сын начинает проявлять интерес к учебе, радуется первым успехам, не стоит сразу требовать великолепных результатов. Главное, чтобы учёба не стала для него досадной повинностью. Ваш искренний интерес к делу ребенка и, конечно, ваша помощь помогут ему справиться с трудностями. Если ваш ребенок исправил оценку или подтянулся по предмету, не забудьте выказать ему свою гордость за это достижение, не надо дорогих подарков, конфет и тортиков, покажите ему свою любовь – это всего дороже и всего приятней. Никогда не забывайте напоминать ребенку, что у него самые лучшие учителя в школе. Для чего? Ребенок будет тянуться к ним за знаниями. Для успешной учебы должна быть создана особая атмосфера уважения и доверия в отношении членов семьи к школе.


Как помочь ребенку преодолеть трудности общения со сверстниками?

Перед тем как вмешаться в ситуацию и помочь ребенку решить проблему, родителям следует как можно скорее разобраться в причинах этой дисгармонии. Психологами давно замечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Поэтому нарушения в сфере семейного воспитания нередко оказывают отрицательное влияние на способность ребенка к установлению дружеских контактов. Чрезмерная опека детей со стороны родителей, принудительное ограничение общения ребенка с другими детьми, запрет на приглашение друзей в дом, отсутствие условий для самоутверждения ребенка и отрицание его права действовать самостоятельно могут привести к психологической неготовности к общению со сверстниками.

У ребенка проблемы с приобретением друзей могут возникнуть также и в связи с личностными (повышенная эмоциональность, замкнутость и застенчивость) и внешними особенностями (излишняя тучность, неприятные черты лица, особенности в развитии). И так как детская компания – довольно жестокое сообщество, то неспособный вписаться в группу безжалостно изгоняется.

Причина того, что ребенок не может найти себе друга или поддержать отношения с ним, нередко связывается и с тем, что современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате, как мальчики, так и девочки, не знают простых способов знакомства, не могут проявить соучастие и сопереживание, оказать поддержку своему приятелю, что вместе с «неумением» разговаривать с ровесниками на их языке приводит к отторжению ребенка из среды сверстников. Далее из-за неудовлетворенности в общении он становится агрессивным, может свои проблемы скрывать под бравадой или шутовством или уйти в себя и впасть в депрессию.

Определив причину возникшей проблемы, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать исправлять положение, придерживаясь следующих правил:

1. Давать ребенку возможность общаться с друзьями и его одногодками. Например, заинтересовывать занятиями в кружках или секциях, ходить в гости в те семьи, где есть дети, приглашать соседей-сверстников домой, устраивать детские праздники.

2. Предоставлять детям возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу и свои способности.

3. Помогать ребенку мириться с приятелями и стремиться как можно больше узнавать про них.

4. Стараться качественно проводить время с ребенком, например, играть, веселиться, шалить как бы «на равных».

5. Учить ребенка открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерик и обид.

Важно также успокоиться и перестать чрезмерно заботиться и беспокоиться о ребенке, беспрекословно выполнять любые его желания и соглашаться с предлагаемыми им правилами игры. Такой стиль взаимоотношений позволит детям научиться решать многие возникающие проблемы самостоятельно, справляться с собственным эгоизмом и играть совместно с другими мальчиками и девочками под чужим руководством.

Поможет ребенку налаживать отношения с другими детьми и систематические приемы дома друзей родителей, разговоры с сыном или дочерью на различные темы. Например, беседы о друзьях детства мамы и папы: о том, как познакомились, как дружили, во что играли, какие проделки совершали и даже как ссорились и мирились. Благодаря таким рассказам, можно без нравоучений показать ребенку, что дружить – это замечательно. Полезным уроком для детей будет заинтересованное отношение родителей к их друзьям и подружкам. Для этого необходимо чаще заводить с сыном или дочерью разговоры о его товарищах, выражать позитивное отношение к ним, например: «Как поживает твой друг Андрей? Он такой добрый и веселый (или умный и сообразительный, верный и надежный, честный и внимательный)!».

По заявлениям некоторых исследователей, взаимоотношения со сверстниками в современной детской среде характеризуются поверхностностью дружеских отношений, отсутствием идеальной и глубокой дружбы, вытеснением широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, настоящего дружеского общения. Но, наряду с этими проблемами, нельзя отрицать, что наличие верных друзей все еще значимо для детей и взрослых. Правда, если ранее общение сверстников складывалось как бы само собой и не требовало вмешательства взрослого, то сегодня детей часто нужно специально учить быть преданным и надежным другом.


Друзья плохо влияют на формирование личности моей дочери, как её спасти?

Несмотря на то, что особенности детской дружбы изучены достаточно глубоко, родителям всегда надо учитывать, что каждый ребенок формируется по-своему. Это связано не только со свойствами нервной системы, темперамента, но и с условиями развития, которые придают неповторимость общим для всех возрастным проявлениям. Однако в любом возрасте, начиная с 3–4 лет, для ребенка важность контактов с друзьями неоценима. У ребенка, насильственно изолированного от сверстников, не удовлетворяется естественная потребность общения. Со временем он начинает испытывать эмоциональный дискомфорт. Общение со сверстниками заменяется многочасовым сидением перед телевизором или компьютером, что к тому же может привести к головным болям, ухудшению зрения, нарушению психики.

С виду большинство подростков кажутся грубоватыми, но зачастую так выражается их потребность в самоутверждении и желание обратить на себя внимание. К тому же, если вы хорошо знаете круг общения дочери, у вас больше возможностей быть в курсе событий, представлять, где и с кем она находится в данный момент.

При обсуждении с дочерью своих мыслей о её друзьях важно быть очень деликатным и помнить о том, что это в первую очередь её выбор, который имеет для неё очень большое значение. Она сама совершает этот выбор и сама несет за него ответственность. Чтобы ваша дочь могла стать самостоятельной и в дальнейшем умела разбираться в том, кто или что оказывает на неё влияние, ей необходимо предоставить возможность принимать решения самой, в том числе и в сфере межличностных отношений. Будьте уважительны в разговоре с ней, постарайтесь честно поговорить с ней именно о том, что вас тревожит в её поведении: что она грубо разговаривает, или что поздно приходит домой, или что перестала читать книги... Говорите о том, что вы чувствуете по этому поводу и каких хотите перемен, избегая при этом директивного тона и строгих указаний. Необходимо понимать разницу, действительно ли друзья влияют на вашу дочь плохо, или вам так кажется. Её замкнутость, показная грубость, ухудшение успеваемости могут абсолютно не быть связанными с общением с друзьями, не быть следствием этого общения. А ваше неприязненное отношение к друзьям провоцирует дочь на дальнейшие негативные выпады. Она становится вам всё более чужой, вас раздражает её поведение, в семье постоянно происходят конфликты. Ваш авторитет падает, а авторитет «плохих» друзей растет.

Если же речь идет о том, что дружба с определенными людьми угрожает безопасности и здоровью ребенка, тогда могут быть приняты крайние меры (иногда вплоть до переезда и изоляции), но опять-таки после открытого, откровенного разговора.

Нельзя также забывать, что для ребенка в любом возрасте, а в подростковом особенно, важно уважение взрослого человека к его мнению и выбору. Вмешательство и слова: "Нам не нравятся твои друзья", "Они плохо на тебя влияют" повлекут непонимание со стороны подростка и, как возможное следствие, отдаление от родителей, замыкание в той самой компании, которую они так не одобряют. Необходимо помнить о том, что любые критические замечания в адрес друзей — это путь к разрушению доверия между вами и вашим ребенком.

Как же поступить в этой ситуации? Постарайтесь понять, что привлекает ребенка в тех людях, с которыми он дружит, почему ему нравится проводить с ними время, какие качества его в них привлекают: возможно, окажется, что они не такие уж и плохие, какими могли показаться на первый взгляд.

Важно не противопоставлять себя им, а по возможности сблизиться — пусть у ребенка будет возможность пригласить их домой, на день рождения или другой праздник. В этом случае и вы сможете узнать о них больше. В подростковый период значительно увеличивается роль сочувствия и понимания во взаимоотношениях между ребятами. По их мнению, друг – это идеальный человек, воплощающий в себе все самое лучшее и ради которого можно даже пойти на жертву. Кроме того, для подростков особенно характерен феномен, получивший в психологии название «ожидание общения». Суть его в том, что ребенок постоянно находится в поиске общения и всегда открыт для контакта. Поэтому, если не получается дружить с тем, с кем хочется, или в результате какого-нибудь конфликта возникает охлаждение во взаимоотношениях, подросток может пойти на случайные связи, лишь бы только не остаться в одиночестве. Таким образом складываются эти невероятные тандемы «барышня и хулиган», «ботаник и мачо».