Перейти к содержимому страницы

Издательская деятельность в школе

координаторы проекта
Ставицкая Елена Александровна, заместитель директора по ВР
Зилинских Анна Васильевна, заместитель директора по УВР (инф.т.)
Привезенцева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы
Беляева Юлия Александровна, технический редактор

Школьная пресса существует очень давно. Когда-то все начиналось с выпуска стенгазет к праздникам и памятным событиям, поздравительных листовок или информационных бюллетеней о проведенных мероприятиях. Выпускали стенгазеты группы школьников и целые классы, а то и вся школа. Они были рукописными или напечатанными на пишущей машинке. Сегодня новые возможности для школьной прессы открыли компьютерные технологии. А сама школьная журналистика стала условием развития социально-значимых инициатив школьников, важным инструментом формирования активной жизненной позиции. Работа в газете выявляет новые возможности социализации личности ученика, она формирует общественное мнение. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Мир школьной прессы – очень значимая часть жизни учебного заведения. Именно поэтому большинство образовательных учреждений включают издательскую деятельность в образовательный процесс.

В 2003 году в лицее началась реализация проекта «Издательская деятельность в школе», который:

  • раскрывает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, позволяет решать значимые личностные проблемы,
  • формирует опыт общения и коллективного творческого сотрудничества,
  • способствует активизации общественной жизни учащихся, повышению общественной значимости детского творчества,
  • позволяет учащимся получать навыки журналистской деятельности, способствует становлению элементов профессиональной компетентности на основе издательской деятельности с использованием новых информационных технологий.

В нашем образовательном учреждении и до начала реализации проекта существовала традиция выпуска стенгазет, которые выходили в разные годы то системно, то периодически. В 2003 году, после создания в лицее детско-юношеского экономического объединения, издательская деятельность вступила в новый этап – возникло общешкольное периодическое издание, создаваемое с использованием информационных технологий. На заседании Школьного информационного центра старшеклассники выступили с инициативой издавать журнал. Вскоре у журнала появилось название – «Перемены» – и логотип. Перемены – это не столько долгожданное время в школе, которое следует за уроком, сколько те события в жизни, о которых так точно спел в свое время Виктор Цой: «Перемен! – требуют наши сердца. Перемен! – требуют наши глаза. В нашем смехе и в наших слезах, И в пульсации вен: «Перемен! Мы ждем перемен!». Журнал выходил раз в два месяца, быстро приобрел постоянный круг читателей, а в районном конкурсе «Диалог с компьютером» получил диплом I степени в номинации «Настольно-издательская деятельность». Но журнал, издаваемый раз в два месяца, не был мобильным изданием, которое чутко реагировало бы на события и проблемы школьной жизни. И тогда журналисты Школьного информационного центра предложили изменить формат издания. Так, в нашем лицее с 1 февраля 2007 года стала издаваться ежемесячная общешкольная информационная газета «Перемены», сложился и творческий коллектив – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Грубская А.В., учитель русского языка и литературы, педагог-организатор Шилкина О.А. и группа старшеклассников лицея.

Сегодня проект «Издательская деятельность в школе» – один из ключевых проектов, реализуемых в лицее. Содержание газеты во многом определяется ее читателями, так как издание изначально задумывалось не просто как информационное, хотя и эта задача очень важна, а, прежде всего, воспитывающее, объединяющее учеников, учителей и родителей. Все они являются активными участниками процесса создания газеты. Каждый год в проект приходят все новые ученики и учителя, родители, остаются в проекте и наши выпускники. Мы считаем, что газета должна быть актуальной и отражать события лицея, а не пересказывать интернетовские «продукты» или перепечатывать информацию из других газет и журналов.

В газете существуют постоянные рубрики: «Школьный календарь», «Школьные новости», «Рок-подвал», «Проба пера», «Литературное отступление», «Путевые заметки», «Интервью», «Питерские тусовки» и так далее. В каждом номере есть Главная тема. А наибольший интерес вызывает рубрика «Непростая тема», в которой обсуждаются наиболее значимые для подростков темы: «Учитель: друг или диктатор», «Агрессия как проявление свободы», «Почему подростки употребляют нецензурную лексику», «Что значит быть свободным в школе», «Домашнее задание», «Легко ли быть классным руководителем», «Конфликт поколений: мы и наши родители».
Газета выходит ежемесячно, постоянно увеличивается ее тираж. Наши журналисты принимают участие в различных конференциях, семинарах и конкурсах.

Немаловажной частью издательской деятельности лицея является ежегодный выпуск Лицейского календаря. В лицее существует фотокружок, участники которого постоянно создают новые шедевры фотографического искусства. Из таких снимков и состоит Лицейский календарь. Лицейский календарь ежегодно выигрывает множество наград, в том числе и в крупном районном конкурсе "Диалог с компьютером".