Перейти к содержимому страницы

Программа гражданско-патриотического воспитания «Знай и люби Россию»

Пояснительная записка

Нормативно-правовой основой надпредметной целевой Программы гражданско-патриотического воспитания «Знай и люби Россию» ГОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга является:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года, с изменениями на 24 апреля 2008 года);
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 №803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 года №422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2006 – 2010 годы»;
  • Закон Санкт-Петербурга от 01.02.2006 года №40 «Об основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006 – 2010 годы»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 года №343 «О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005 – 2010 гг.»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2005 года №1791 «О программе патриотического воспитания в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2006 года №350 «О Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006 – 2009 годы»;
  • Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 года (программа «Толерантность»);
  • Комплексная программа Санкт-Петербургского культурно-патриотического молодежного общественного движения «Юные за возрождение Петербурга» и Санкт-Петербургского городского совета актива школьных музеев «КЛИО» «Наследники великого города» на 2005 – 2010 годы;
  • Программа «Юные патриоты Невской заставы» ДТЮ «Левобережный» Невского района;
  • Комплексная краеведческая игровая программа «Отчизна моя, Петербург» ДТЮ «Левобережный» Невского района.

Развитие гражданско-патриотического воспитания является одним из ключевых направлений концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и программы модернизации системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010». Значимость этого направления подкрепляется многолетним опытом реализации программ гражданско-патриотического воспитания.

Актуальность разработки программы гражданско-патриотического воспитания учащихся обусловлена экономической дезинтеграцией, социальной дифференциацией общества и девальвацией духовных ценностей, оказывающих негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. Объективные и субъективные процессы обострили национальный вопрос. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В этих условиях очевидна необходимость решения острейших социальных проблем и восстановление роли патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Надпредметная целевая программа гражданско-патриотического воспитания «Знай и люби Россию» ориентирована на учащихся 1-11 классов, она определяет основные пути развития и совершенствования гражданско-патриотического воспитания школьников. Программа опирается на опыт и достижения прошлого, учитывает современные проблемы и традиции развития нашего общества.

Реализация программы призвана способствовать развитию системы патриотического воспитания школьников, формированию патриотических чувств и сознания в целях обеспечения решения задач по консолидации общественной и экономической стабильности, упрочению единства, дружбы народов в Российской Федерации.


Цели и задачи программы

Целью надпредметной целевой программы гражданско-патриотического воспитания «Знай и люби Россию» является поддержка развития системы всеобщего комплексного и непрерывного гражданско-патриотического воспитания и просвещение школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия и нравственных ценностей. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • разработать методическое обеспечение функционирования системы гражданско-патриотического воспитания, координировать деятельность школы, семьи, общественности в гражданско-патриотическом воспитании школьников;
  • реализовать систему программных мероприятий гражданско-патриотической направленности, оценить степень их эффективности;
  • способствовать формированию патриотических чувств и сознания молодежи на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранению и развитию чувства национальной гордости за свою страну;
  • создать условия для воспитания социально-адаптивной личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  • обеспечить изучение истории и культуры Отечества и родного края; освоение ценностей петербургской культуры;
  • создать условия для физического развития учащихся, формирования здорового образа жизни, профилактики преступности, наркомании, алкоголизма и иных антиобщественных проявлений среди молодежи;
  • обобщить педагогический опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
 

Содержание программы

Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2006 – 2010 годы» и программе патриотического воспитания в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы. Под патриотическим воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.Система гражданско-патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, массовую патриотическую работу, организованную и осуществляемую государственными структурами и молодежными организациями.

Надпредметная целевая программа «Знай и люби Россию» включает следующие модули:

  • «Наша Родина – Россия» (система мероприятий, направленных на организацию гражданско-патриотической работы по изучению государственной символики России, памятных дат, связанных с воинской славой России);
  • «Государство и мы» (система мероприятий, направленных на организацию гражданско-патриотической работы по изучению Конституции Российской Федерации, прав и свобод гражданина России);
  • «Юный петербуржец» (система мероприятий, направленных на организацию гражданско-патриотической работы по изучению истории Санкт-Петербурга, основных ценностей петербургского наследия);
  • «Листая календарь» (система мероприятий, направленных на организацию гражданско-патриотической работы по изучению памятных страниц истории и современной жизни России).

Основными формами деятельности в рамках реализации программы гражданско-патриотического воспитания учащихся 1-11 классов являются:

  • проведение уроков и внеклассных мероприятий о государственной символике России, Конституции Российской Федерации, правах и свободах граждан России;
  • организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 65-летию окончательного снятия блокады Ленинграда и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
  • проведение уроков и внеклассных мероприятий, связанных с днями воинской славы России, с событиями военной истории Санкт-Петербурга – Ленинграда, боевыми традициями российской армии и флота;
  • проведение военно-спортивных соревнований, игр, туристических походов;
  • организация тематических экскурсий по местам воинской славы России, музеям, памятникам истории и культуры Санкт-Петербурга;
  • проведение мероприятий по профориентации;
  • организация работы по пропаганде здорового образа жизни.

Содержание программы

Мероприятия по реализации программы

Мероприятия

Сроки проведения

Исполнители

1 Рассмотрение вопросов гражданско-патриотического воспитания учащихся на заседаниях Педагогического совета, Методического совета, Родительского комитета, методических объединений лицея №329. в течение года директор, заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР, председатели МО
2 Участие в районных, городских, региональных мероприятиях (конференциях, семинарах, совещаниях) для руководителей ОУ, ДОО по гражданско-патриотическому воспитанию. в течение года директор, заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР
3 Пополнение и распространение передового опыта по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. в течение года директор, заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР
4 Планирование мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию совместно с воинскими частями. в течение года заместитель директора по ВР
5 Проведение мероприятий по профориентации для учащихся старших классов. в течение года заместитель директора по ВР, классные руководители
6 Активное участие в районных, городских, региональных мероприятиях гражданско-патриотического характера. в течение года заместитель директора по ВР, педагог-организатор
7 Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение на патриотические темы. в течение года заместитель директора по ВР, учителя-предметники
8 Организация тематических выставок по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в библиотеке. в течение года заведующая библиотекой, библиотекарь
9 Организация обучения учителей-предметников, классных руководителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания. в течение года заместитель директора по ВР
10 Формирование фонда записей на электронных носителях художественно-патриотических литературных, музыкальных произведений по гражданско-патриотическому воспитанию. в течение года заместитель директора по ВР
11 Освещение опыта работы лицея по гражданско-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации. в течение года заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР
12 Публикация на сайте лицея информации о проделанной работе по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. в течение года заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР
13 Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Обсуждение на родительских собраниях. в течение года классные руководители
 

Модуль 1. «Наша Родина – Россия».

14 Участие в районных мероприятиях программы «Юные патриоты Невской заставы»: районный конкурс краеведческих экспедиционных отрядов «Хронос», посвящённый истории нашего города в дни Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. в течение года заместитель директора по ВР, учителя русского языка и литературы, учителя истории
15 Участие в районных и городских спортивных мероприятиях: «Защитники Невской заставы», «Зарница», Всероссийский День бега «Кросс Наций», Всероссийские массовые соревнования по ориентированию «Российский Азимут». в течение года заместитель директора по ВР, учителя физической культуры
16 Организация и проведение мероприятий, посвященных государственной символике:

 

уроки и тематические классные часы по изучению государственной символики (День рождения российского герба – 12 ноября, День российского флага – 22 августа);

разучивание Гимна Российской Федерации;

конкурсы рисунков и плакатов по государственной символике РФ, тематические художественные выставки в лицее;

публикации в школьной газете о государственной символике.

в течение года заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя истории и обществознания, учителя русского языка и литературы, учитель изобразительного искусства, учитель музыки
17 Организация и проведение мероприятий, посвященных дням воинской славы России:

 

лекции, беседы, классные часы и уроки мужества, посвященные дням воинской славы России;

игровые мероприятия (брейн-ринг, интеллектуальный турнир, викторина);

конкурсы и выставки рисунков, сочинений, рассказов, стихотворений и творческих работ;

разучивание песен военной тематики;

показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;

публикации в школьной газете о днях воинской славы России.

в течение года заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя истории, учителя русского языка и литературы, учитель изобразительного искусства, учитель музыки
18 Проведение Дня противодействия терроризму. Минута молчания в память о погибших детях Беслана. сентябрь заместитель директора по ВР, классные руководители
19 Участие в городской акции регионального детско-юношеского гражданско-патриотического движения «Союз юных петербуржцев» «Подарок солдату» (Гражданско-патриотическая экспедиция «Память сердца»). декабрь педагог-организатор, классные руководители
20 Проведение Дня музея. Музейные экскурсии, посвященные Дню снятия блокады Ленинграда. Экскурсии по местам боев Великой Отечественной войны. январь классные руководители, учителя истории
21 Выставка листовок ко Дню снятия блокады Ленинграда. январь учителя истории
22 Фестиваль военной песни, посвященный Дню защитника Отечества 23 февраля. февраль заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учитель музыки
23 Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда. январь-май заместитель директора по ВР, классные руководители
24 Проведение читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне. апрель-май заведующая библиотекой, библиотекарь
 

Модуль 2. «Государство и мы».

25 Организация и проведение мероприятий, посвященных Конституции РФ, правам и свободам граждан РФ:

 

открытые уроки и тематические классные часы по Конституции РФ («Урок Конституции РФ», «Права человека»);

заседания Дискуссионного клуба старшеклассников;

школьный конкурс социальных плакатов «Права и свободы человека в РФ», «Права и свободы детей».

в течение года заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя истории и обществознания
26 Сотрудничество с Центром дневного пребывания пенсионеров Невского района (проведение концертов, организация выставок рисунков). в течение года заместитель директора по ВР, педагог-организатор
27 Участие в городских и районных мероприятиях, посвященных Дню народного единства 4 ноября. ноябрь заместитель директора по ВР, классные руководители
28 Проведение мероприятий для старшеклассников, посвященные Всероссийскому Дню призывника 15 ноября (классные часы, беседы, встречи с представителями Вооруженных Сил России, показ и обсуждение фильмов). ноябрь заместитель директора по ВР, классные руководители
29 Участие в городских и районных мероприятиях, посвященных Дню России 12 июня. июнь заместитель директора по ВР, классные руководители
 

Модуль 3. «Юный петербуржец».

30 Участие в мероприятиях программы «Наследники-хранители-творцы» регионального детско-юношеского гражданско-патриотического движения «Союз юных петербуржцев». в течение года заместитель директора по ВР, педагог-организатор
31 Участие в районных мероприятиях комплексной краеведческой игровой программы «Отчизна моя, Петербург»:

 

краеведческая познавательная районная программа «Славные люди России» (5-6 классы);

краеведческая познавательная районная программа «Дачные поместья Невской заставы и их владельцы» (7 классы);

краеведческая познавательная районная программа «Села за Невской Заставой. Прошлое и настоящее» (8 классы).

в течение года заместитель директора по ВР, учителя истории
32 Организация и проведение мероприятий, направленных на изучение истории Санкт-Петербурга, освоение ценностей петербургского наследия:

 

уроки и тематические классные часы, беседы по изучению истории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ознакомление с символикой Санкт-Петербурга;

игровые мероприятия (КВН, брейн-ринг, интеллектуальный турнир, игра-путешествие, викторина, праздник);

показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов по истории Санкт-Петербурга;

конкурсы рисунков, плакатов, фотографий и газет по истории Санкт-Петербурга, тематические выставки в лицее;

презентация творческих проектов учащихся;

работа с календарем юного петербуржца;

публикации в школьной газете по истории и культуре Санкт-Петербурга;

экскурсии в музеи города, автобусные и пешеходные экскурсии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;

культурно-массовые мероприятия в районе, городе (выставки, театральные постановки, концерты, праздники).

в течение года заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя-предметники
33 Памятные мероприятия ко Дню памяти жертв блокады Ленинграда (беседы, акции, выставка листовок). сентябрь педагог-организатор, классные руководители
34 Проведение вечера «А музы не молчали», беседы «Блокадная копилка», литературно-музыкальной композиции «Вам, мальчики и девочки блокады». январь педагог-организатор, классные руководители
35 День добровольного служения городу: проведение субботников, трудовых десантов в Молодежном саду Невского района и на территории лицея №329. апрель педагог-организатор, учителя трудового обучения
36 Участие в городских и районных мероприятиях, посвященных Дню рождения Санкт-Петербурга. май классные руководители
37 Проведение мероприятий, направленных на изучение истории своей семьи:

 

тематические классные часы, беседы «Знаешь ли ты свою родословную», «Где твои корни» и другие;

выставка рисунков, фотографий, газет «Моя семья»;

публикации в школьной газете, посвященные Году семьи;

спортивная игра «Папа, мама, я – спортивная семья».

в течение года педагог-организатор, классные руководители, учитель изобразительного искусства, учителя физической культуры
 

Модуль 4. «Листая календарь».

38 Проведение уроков и тематических классных часов по изучению памятных страниц истории и современной жизни России (День пожилого человека, День матерей России и другие). в течение года классные руководители, учителя истории
39 Проведение уроков, тематических классных часов, бесед о великих людях России и Санкт-Петербурга. в течение года классные руководители, учителя-предметники
40 Организация выставки «Листая календарь» в школьной библиотеке. в течение года заведующая библиотекой, библиотекарь
41 Школьный конкурс рисунков ко Дню космонавтики. апрель учитель ИЗО
 

Контроль за реализацией программы

Управление и контроль за реализацией программы гражданско-патриотического воспитания «Знай и люби Россию» осуществляется творческой группой, созданной в ГОУ лицей №329. В состав творческой группы входят: заместитель директора по ВР, заведующая библиотекой, педагог-организатор, учителя-предметники.

 
Ожидаемые результаты

В результате осуществления программы ожидается:

  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с учащимися, привлечение школьников к общественным мероприятиям гражданско-патриотической направленности;
  • повышение уровня гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения и, за счет этого, укрепление государства и его обороноспособности, повышение его роли на международной арене;
  • формирование у учащихся нравственной и гражданской позиции по отношению к России и Санкт-Петербургу; толерантности по отношению к ценностям различных культур; готовности к позитивной личностной и профессиональной самореализации; осознанной потребности в здоровом образе жизни;
  • улучшение здоровья учащихся, привития им любви к физическим занятиям, пополнение материальной базы для проведения уроков физической культуры;
  • создание необходимой базы материалов и методологической основы для патриотического воспитания, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.