Программа гражданско-патриотического воспитания «Знай и люби Россию»
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой надпредметной целевой Программы гражданско-патриотического воспитания «Знай и люби Россию» ГОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга является:
- Федеральный закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года, с изменениями на 24 апреля 2008 года);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 №803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 года №422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2006 – 2010 годы»;
- Закон Санкт-Петербурга от 01.02.2006 года №40 «Об основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006 – 2010 годы»;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 года №343 «О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005 – 2010 гг.»;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2005 года №1791 «О программе патриотического воспитания в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы»;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2006 года №350 «О Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006 – 2009 годы»;
- Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 года (программа «Толерантность»);
- Комплексная программа Санкт-Петербургского культурно-патриотического молодежного общественного движения «Юные за возрождение Петербурга» и Санкт-Петербургского городского совета актива школьных музеев «КЛИО» «Наследники великого города» на 2005 – 2010 годы;
- Программа «Юные патриоты Невской заставы» ДТЮ «Левобережный» Невского района;
- Комплексная краеведческая игровая программа «Отчизна моя, Петербург» ДТЮ «Левобережный» Невского района.
Развитие гражданско-патриотического воспитания является одним из ключевых направлений концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и программы модернизации системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010». Значимость этого направления подкрепляется многолетним опытом реализации программ гражданско-патриотического воспитания.
Актуальность разработки программы гражданско-патриотического воспитания учащихся обусловлена экономической дезинтеграцией, социальной дифференциацией общества и девальвацией духовных ценностей, оказывающих негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. Объективные и субъективные процессы обострили национальный вопрос. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В этих условиях очевидна необходимость решения острейших социальных проблем и восстановление роли патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Надпредметная целевая программа гражданско-патриотического воспитания «Знай и люби Россию» ориентирована на учащихся 1-11 классов, она определяет основные пути развития и совершенствования гражданско-патриотического воспитания школьников. Программа опирается на опыт и достижения прошлого, учитывает современные проблемы и традиции развития нашего общества.
Реализация программы призвана способствовать развитию системы патриотического воспитания школьников, формированию патриотических чувств и сознания в целях обеспечения решения задач по консолидации общественной и экономической стабильности, упрочению единства, дружбы народов в Российской Федерации.
Цели и задачи программы
Целью надпредметной целевой программы гражданско-патриотического воспитания «Знай и люби Россию» является поддержка развития системы всеобщего комплексного и непрерывного гражданско-патриотического воспитания и просвещение школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия и нравственных ценностей. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- разработать методическое обеспечение функционирования системы гражданско-патриотического воспитания, координировать деятельность школы, семьи, общественности в гражданско-патриотическом воспитании школьников;
- реализовать систему программных мероприятий гражданско-патриотической направленности, оценить степень их эффективности;
- способствовать формированию патриотических чувств и сознания молодежи на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранению и развитию чувства национальной гордости за свою страну;
- создать условия для воспитания социально-адаптивной личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- обеспечить изучение истории и культуры Отечества и родного края; освоение ценностей петербургской культуры;
- создать условия для физического развития учащихся, формирования здорового образа жизни, профилактики преступности, наркомании, алкоголизма и иных антиобщественных проявлений среди молодежи;
- обобщить педагогический опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Содержание программы
Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2006 – 2010 годы» и программе патриотического воспитания в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы. Под патриотическим воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.Система гражданско-патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, массовую патриотическую работу, организованную и осуществляемую государственными структурами и молодежными организациями.
Надпредметная целевая программа «Знай и люби Россию» включает следующие модули:
- «Наша Родина – Россия» (система мероприятий, направленных на организацию гражданско-патриотической работы по изучению государственной символики России, памятных дат, связанных с воинской славой России);
- «Государство и мы» (система мероприятий, направленных на организацию гражданско-патриотической работы по изучению Конституции Российской Федерации, прав и свобод гражданина России);
- «Юный петербуржец» (система мероприятий, направленных на организацию гражданско-патриотической работы по изучению истории Санкт-Петербурга, основных ценностей петербургского наследия);
- «Листая календарь» (система мероприятий, направленных на организацию гражданско-патриотической работы по изучению памятных страниц истории и современной жизни России).
Основными формами деятельности в рамках реализации программы гражданско-патриотического воспитания учащихся 1-11 классов являются:
- проведение уроков и внеклассных мероприятий о государственной символике России, Конституции Российской Федерации, правах и свободах граждан России;
- организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 65-летию окончательного снятия блокады Ленинграда и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
- проведение уроков и внеклассных мероприятий, связанных с днями воинской славы России, с событиями военной истории Санкт-Петербурга – Ленинграда, боевыми традициями российской армии и флота;
- проведение военно-спортивных соревнований, игр, туристических походов;
- организация тематических экскурсий по местам воинской славы России, музеям, памятникам истории и культуры Санкт-Петербурга;
- проведение мероприятий по профориентации;
- организация работы по пропаганде здорового образа жизни.
Содержание программы
Мероприятия по реализации программы
№ |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Исполнители |
1 | Рассмотрение вопросов гражданско-патриотического воспитания учащихся на заседаниях Педагогического совета, Методического совета, Родительского комитета, методических объединений лицея №329. | в течение года | директор, заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР, председатели МО |
2 | Участие в районных, городских, региональных мероприятиях (конференциях, семинарах, совещаниях) для руководителей ОУ, ДОО по гражданско-патриотическому воспитанию. | в течение года | директор, заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР |
3 | Пополнение и распространение передового опыта по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. | в течение года | директор, заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР |
4 | Планирование мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию совместно с воинскими частями. | в течение года | заместитель директора по ВР |
5 | Проведение мероприятий по профориентации для учащихся старших классов. | в течение года | заместитель директора по ВР, классные руководители |
6 | Активное участие в районных, городских, региональных мероприятиях гражданско-патриотического характера. | в течение года | заместитель директора по ВР, педагог-организатор |
7 | Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение на патриотические темы. | в течение года | заместитель директора по ВР, учителя-предметники |
8 | Организация тематических выставок по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в библиотеке. | в течение года | заведующая библиотекой, библиотекарь |
9 | Организация обучения учителей-предметников, классных руководителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания. | в течение года | заместитель директора по ВР |
10 | Формирование фонда записей на электронных носителях художественно-патриотических литературных, музыкальных произведений по гражданско-патриотическому воспитанию. | в течение года | заместитель директора по ВР |
11 | Освещение опыта работы лицея по гражданско-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации. | в течение года | заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
12 | Публикация на сайте лицея информации о проделанной работе по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. | в течение года | заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР |
13 | Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Обсуждение на родительских собраниях. | в течение года | классные руководители |
Модуль 1. «Наша Родина – Россия». |
|||
14 | Участие в районных мероприятиях программы «Юные патриоты Невской заставы»: районный конкурс краеведческих экспедиционных отрядов «Хронос», посвящённый истории нашего города в дни Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. | в течение года | заместитель директора по ВР, учителя русского языка и литературы, учителя истории |
15 | Участие в районных и городских спортивных мероприятиях: «Защитники Невской заставы», «Зарница», Всероссийский День бега «Кросс Наций», Всероссийские массовые соревнования по ориентированию «Российский Азимут». | в течение года | заместитель директора по ВР, учителя физической культуры |
16 | Организация и проведение мероприятий, посвященных государственной символике:
уроки и тематические классные часы по изучению государственной символики (День рождения российского герба – 12 ноября, День российского флага – 22 августа); разучивание Гимна Российской Федерации; конкурсы рисунков и плакатов по государственной символике РФ, тематические художественные выставки в лицее; публикации в школьной газете о государственной символике. |
в течение года | заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя истории и обществознания, учителя русского языка и литературы, учитель изобразительного искусства, учитель музыки |
17 | Организация и проведение мероприятий, посвященных дням воинской славы России:
лекции, беседы, классные часы и уроки мужества, посвященные дням воинской славы России; игровые мероприятия (брейн-ринг, интеллектуальный турнир, викторина); конкурсы и выставки рисунков, сочинений, рассказов, стихотворений и творческих работ; разучивание песен военной тематики; показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы; публикации в школьной газете о днях воинской славы России. |
в течение года | заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя истории, учителя русского языка и литературы, учитель изобразительного искусства, учитель музыки |
18 | Проведение Дня противодействия терроризму. Минута молчания в память о погибших детях Беслана. | сентябрь | заместитель директора по ВР, классные руководители |
19 | Участие в городской акции регионального детско-юношеского гражданско-патриотического движения «Союз юных петербуржцев» «Подарок солдату» (Гражданско-патриотическая экспедиция «Память сердца»). | декабрь | педагог-организатор, классные руководители |
20 | Проведение Дня музея. Музейные экскурсии, посвященные Дню снятия блокады Ленинграда. Экскурсии по местам боев Великой Отечественной войны. | январь | классные руководители, учителя истории |
21 | Выставка листовок ко Дню снятия блокады Ленинграда. | январь | учителя истории |
22 | Фестиваль военной песни, посвященный Дню защитника Отечества 23 февраля. | февраль | заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учитель музыки |
23 | Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда. | январь-май | заместитель директора по ВР, классные руководители |
24 | Проведение читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне. | апрель-май | заведующая библиотекой, библиотекарь |
Модуль 2. «Государство и мы». |
|||
25 | Организация и проведение мероприятий, посвященных Конституции РФ, правам и свободам граждан РФ:
открытые уроки и тематические классные часы по Конституции РФ («Урок Конституции РФ», «Права человека»); заседания Дискуссионного клуба старшеклассников; школьный конкурс социальных плакатов «Права и свободы человека в РФ», «Права и свободы детей». |
в течение года | заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя истории и обществознания |
26 | Сотрудничество с Центром дневного пребывания пенсионеров Невского района (проведение концертов, организация выставок рисунков). | в течение года | заместитель директора по ВР, педагог-организатор |
27 | Участие в городских и районных мероприятиях, посвященных Дню народного единства 4 ноября. | ноябрь | заместитель директора по ВР, классные руководители |
28 | Проведение мероприятий для старшеклассников, посвященные Всероссийскому Дню призывника 15 ноября (классные часы, беседы, встречи с представителями Вооруженных Сил России, показ и обсуждение фильмов). | ноябрь | заместитель директора по ВР, классные руководители |
29 | Участие в городских и районных мероприятиях, посвященных Дню России 12 июня. | июнь | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Модуль 3. «Юный петербуржец». |
|||
30 | Участие в мероприятиях программы «Наследники-хранители-творцы» регионального детско-юношеского гражданско-патриотического движения «Союз юных петербуржцев». | в течение года | заместитель директора по ВР, педагог-организатор |
31 | Участие в районных мероприятиях комплексной краеведческой игровой программы «Отчизна моя, Петербург»:
краеведческая познавательная районная программа «Славные люди России» (5-6 классы); краеведческая познавательная районная программа «Дачные поместья Невской заставы и их владельцы» (7 классы); краеведческая познавательная районная программа «Села за Невской Заставой. Прошлое и настоящее» (8 классы). |
в течение года | заместитель директора по ВР, учителя истории |
32 | Организация и проведение мероприятий, направленных на изучение истории Санкт-Петербурга, освоение ценностей петербургского наследия:
уроки и тематические классные часы, беседы по изучению истории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ознакомление с символикой Санкт-Петербурга; игровые мероприятия (КВН, брейн-ринг, интеллектуальный турнир, игра-путешествие, викторина, праздник); показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов по истории Санкт-Петербурга; конкурсы рисунков, плакатов, фотографий и газет по истории Санкт-Петербурга, тематические выставки в лицее; презентация творческих проектов учащихся; работа с календарем юного петербуржца; публикации в школьной газете по истории и культуре Санкт-Петербурга; экскурсии в музеи города, автобусные и пешеходные экскурсии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; культурно-массовые мероприятия в районе, городе (выставки, театральные постановки, концерты, праздники). |
в течение года | заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя-предметники |
33 | Памятные мероприятия ко Дню памяти жертв блокады Ленинграда (беседы, акции, выставка листовок). | сентябрь | педагог-организатор, классные руководители |
34 | Проведение вечера «А музы не молчали», беседы «Блокадная копилка», литературно-музыкальной композиции «Вам, мальчики и девочки блокады». | январь | педагог-организатор, классные руководители |
35 | День добровольного служения городу: проведение субботников, трудовых десантов в Молодежном саду Невского района и на территории лицея №329. | апрель | педагог-организатор, учителя трудового обучения |
36 | Участие в городских и районных мероприятиях, посвященных Дню рождения Санкт-Петербурга. | май | классные руководители |
37 | Проведение мероприятий, направленных на изучение истории своей семьи:
тематические классные часы, беседы «Знаешь ли ты свою родословную», «Где твои корни» и другие; выставка рисунков, фотографий, газет «Моя семья»; публикации в школьной газете, посвященные Году семьи; спортивная игра «Папа, мама, я – спортивная семья». |
в течение года | педагог-организатор, классные руководители, учитель изобразительного искусства, учителя физической культуры |
Модуль 4. «Листая календарь». |
|||
38 | Проведение уроков и тематических классных часов по изучению памятных страниц истории и современной жизни России (День пожилого человека, День матерей России и другие). | в течение года | классные руководители, учителя истории |
39 | Проведение уроков, тематических классных часов, бесед о великих людях России и Санкт-Петербурга. | в течение года | классные руководители, учителя-предметники |
40 | Организация выставки «Листая календарь» в школьной библиотеке. | в течение года | заведующая библиотекой, библиотекарь |
41 | Школьный конкурс рисунков ко Дню космонавтики. | апрель | учитель ИЗО |
Контроль за реализацией программы
Управление и контроль за реализацией программы гражданско-патриотического воспитания «Знай и люби Россию» осуществляется творческой группой, созданной в ГОУ лицей №329. В состав творческой группы входят: заместитель директора по ВР, заведующая библиотекой, педагог-организатор, учителя-предметники.
Ожидаемые результаты
В результате осуществления программы ожидается:
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с учащимися, привлечение школьников к общественным мероприятиям гражданско-патриотической направленности;
- повышение уровня гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения и, за счет этого, укрепление государства и его обороноспособности, повышение его роли на международной арене;
- формирование у учащихся нравственной и гражданской позиции по отношению к России и Санкт-Петербургу; толерантности по отношению к ценностям различных культур; готовности к позитивной личностной и профессиональной самореализации; осознанной потребности в здоровом образе жизни;
- улучшение здоровья учащихся, привития им любви к физическим занятиям, пополнение материальной базы для проведения уроков физической культуры;
- создание необходимой базы материалов и методологической основы для патриотического воспитания, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.