Перейти к содержимому страницы

Программа "Толерантность"

Пояснительная записка

Нормативно-правовой основой надпредметной целевой Программы «Толерантность» ГОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга является:

  • Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 года;
  • Федеральный закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года, с изменениями на 24 апреля 2008 года);
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 №803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 года №422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2006 – 2010 годы»;
  • Закон Санкт-Петербурга от 01.02.2006 года №40 «Об основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006 – 2010 годы»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 года №343 «О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005 – 2010 гг.»;
  • Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 года (программа «Толерантность»);
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2006 года №350 «О Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006 – 2009 годы».

Идеи национальной, расовой и религиозной терпимости пронизывали атмосферу жизни Санкт-Петербурга с момента его основания. Уникальность Санкт-Петербурга во многом определяется «гармонией разнообразия» - удивительным сочетанием в его архитектурном облике, социальной и духовной жизни достижений и образцов культур многих народов. Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь дошкольного и школьного, призвана заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности. Вместе с тем по ряду причин система образования не всегда обеспечивает комплекс мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у учащихся основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Дети мигрантов и представителей этнических меньшинств порой сталкиваются с враждебностью со стороны сверстников, что ведет к тяжелым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции.

Новая общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения Санкт-Петербурга к базовым ценностям петербургской культуры, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укорененным населением города разных национальностей. Большую роль в решении этих задач играют национально-культурные объединения Санкт-Петербурга. Знание истории Санкт-Петербурга как многонационального мегаполиса, изучение петербургской полифоничной культуры и воспитание на петербургских традициях взаимодействия и взаимовлияния разных национальных культур является актуальной задачей формирования петербургской региональной и общероссийской гражданской идентичности. Одновременно это является воспитанием подлинного российского патриотизма, свободного от национализма и шовинизма.

Надпредметная целевая программа «Толерантность» ориентирована на учащихся 1-11 классов, она определяет основные пути процесса формирования толерантного сознания и поведения жителей Санкт-Петербурга.

Сроки реализации программы – 2006-2010 годы.


Цели и задачи программы

Целью надпредметной целевой программы «Толерантность» является укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • разработать методическое обеспечение основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения;
  • реализовать систему программных мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге, оценить степень их эффективности;
  • воспитывать интерес и уважение к культурным ценностям и традициям представленных в Санкт-Петербурге этнических сообществ как основы формирования толерантных установок, преодоление негативных национальных стереотипов массового сознания;
  • обобщить педагогический опыт работы по реализации Программы.

 

Содержание программы

Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Санкт-Петербурга.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека. Надпредметная целевая программа «Толерантность» включает следующие модули:

  • «Грани толерантности» (система мероприятий, направленных на организацию работы по воспитанию культуры толерантности, укреплению толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде);
  • «Культура и традиции народов России и мира» (система мероприятий, направленных на организацию работы по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира);

Основными формами деятельности в рамках реализации программы «Толерантность» являются: проведение уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности, укреплению толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде; проведение уроков и внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира; проведение этнокультурных и межнациональных мероприятий и культурных акций в лицее, участие в городских и районных мероприятиях и акциях; организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры народов Санкт-Петербурга.

 

Мероприятия по реализации программы

Мероприятия

Сроки проведения

Исполнители

1

Рассмотрение вопросов воспитания толерантности, гармонизации межнациональных отношений на заседаниях Педагогического совета, Методического совета, Родительского комитета, методических объединений лицея №329.

в течение года

директор, заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР, социальный педагог, председатели МО

2

Участие в районных, городских, региональных мероприятиях (конференциях, семинарах, совещаниях) для руководителей ОУ, ДОО по воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде.

в течение года

директор, заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР, социальный педагог

3

Пополнение и распространение передового опыта по воспитанию у учащихся толерантности, гармонизации межнациональных отношений.

в течение года

директор, заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР

4

Организация обучения учителей-предметников, классных руководителей по вопросам формирования установок толерантного сознания школьников, обучение принципам, методам, формам работы в области межкультурного воспитания молодежи.

в течение года

заместитель директора по ВР, социальный педагог

5

Освещение опыта работы лицея по воспитанию толерантности у учащихся, гармонизации межнациональных отношений в средствах массовой информации.

в течение года

заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР

6

Публикация на сайте лицея информации о проделанной работе по воспитанию толерантности у учащихся, гармонизации межнациональных отношений.

в течение года

заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР

7

Привлечение родителей учащихся к организации и проведению мероприятий по формированию толерантных этнокультурных установок, воспитанию культуры мира и согласия. Обсуждение на родительских собраниях.

в течение года

классные руководители

 

Модуль 1. «Грани толерантности».

8

Проведение анкетирования учащихся старших классов с целью выявления членов неформальных молодежных группировок.

в течение года

социальный педагог, классные руководители

9

Индивидуальная диагностика учащихся группы риска школьным психологом.

в течение года

социальный педагог, психолог

10

Индивидуальные консультации классными руководителями родителей диагностируемых учащихся.

в течение года

социальный педагог, классные руководители

11

Организация работы по совместному плану со всеми структурами профилактики, в том числе УВД Невского района, по обмену информацией о наличии неформальных молодежных объединений на территории Невского района.

в течение года

социальный педагог

12

Проведение школьного Совета по профилактике правонарушений по вопросу об участии в неформальных молодежных группировках экстремистской направленности.

в течение года

социальный педагог, психолог, классные руководители

13

Проведение профилактических мероприятий по предупреждению экстремизма, в том числе проведение бесед социальным педагогом, тренингов – психологом.

в течение года

социальный педагог, классные руководители

14

Участие в районных, городских, региональных мероприятиях по Программе «Толерантность».

в течение года

заместитель директора по ВР, педагог-организатор

15

Оформление информационного стенда в лицее по пропаганде этнокультурной толерантности в молодежной среде.

сентябрь

заместитель директора по ВР, социальный педагог

16

Проведение Недели толерантности, посвященной Международному дню толерантности.

ноябрь

заместитель директора по ВР, педагог-организатор

17

Подготовка и проведение открытых уроков по предметам в рамках Международного дня толерантности.

ноябрь

педагог-организатор, учителя-предметники

18

Проведение тематического классного часа: «Урок толерантности».

ноябрь

классные руководители

19

Организация и проведение конкурса творческих работ по вопросам формирования культуры толерантности и противодействия ксенофобии.

ноябрь

педагог-организатор, учителя русского языка и литературы, учителя обществознания

20

Проведение в рамках Международного дня толерантности Дискуссионного клуба для старшеклассников «Толерантность в современном мире».

ноябрь

педагог-организатор, учителя обществознания

21

Проведение в рамках Международного дня толерантности конкурса рисунков «Мы – жители планеты Земля».

ноябрь

педагог-организатор, учитель изобразительного искусства

22

Подготовка информационно-публицистических материалов для детей и подростков, направленных на воспитание культуры толерантности, для школьной газеты.

в течение года

заместитель директора по УВР, педагог-организатор

 

Модуль 2. «Культура и традиции народов России и мира».

23

Участие в мероприятиях фестиваля петербургской культуры «Культурной столице – культуру мира».

в течение года

заместитель директора по УВР, педагог-организатор

24

Участие в районных и городских этнокультурных и межнациональных мероприятиях и культурных акциях.

в течение года

заместитель директора по ВР, педагог-организатор

25

Участие в мероприятиях учреждений и организаций культуры и искусства, досуговых учреждений Санкт-Петербурга, посвященных многообразию национальных культур, представленных в Санкт-Петербурге.

в течение года

заместитель директора по ВР, педагог-организатор

26

Проведение уроков, направленных на изучение культуры народов России и мира, проблематики межнациональных отношений и межкультурных коммуникаций.

в течение года

заместитель директора по ВР, педагог-организатор, учителя-предметники

27

Организация автобусных экскурсий, посещение музеев и других культурных учреждений Санкт-Петербурга, посвященных многообразию национальных культур, представленных в Санкт-Петербурге.

в течение года

заместитель директора по ВР, учителя-предметники, классные руководители

28

Работа с ежегодным информационно-справочным изданием «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» (уроки и внеклассные мероприятия, выставки книг и плакатов в библиотеке).

в течение года

заместитель директора по ВР, педагог-организатор, библиотекарь, учителя-предметники

29

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по культуре и традициям народов России и мира.

в течение года

заместитель директора по ВР, учителя-предметники

30

Проведение конкурсов рисунков, плакатов, фотографий по культуре и традициям народов России и мира, тематические выставки в лицее.

в течение года

заместитель директора по ВР, учителя-предметники

31

Подготовка информационно-публицистических материалов, посвященных истории, культуре и традициям народов, проживающих в Санкт-Петербурге, для школьной газеты.

в течение года

заместитель директора по УВР, педагог-организатор

32

Организация и проведение конференции для старшеклассников «Многонациональный Санкт-Петербург».

октябрь

заместитель директора по ВР, учитель истории Санкт-Петербурга

33

Проведение школьного конкурса социальной рекламы «Этносы Петербурга: прошлое и настоящее», формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в Петербурге.

октябрь

заместитель директора по ВР, учитель истории Санкт-Петербурга

34

Проведение мероприятий к Всемирному Дню поэзии 21 марта (открытые уроки и внеклассные мероприятия, поэтические конкурсы, выставки, стендовые презентации).

март

заместитель директора по ВР, учителя русского языка и литературы

35

Проведение Недели «Культура – детям» (Книжника неделя») в рамках Международного дня детской книги: творческие встречи, выставки книг по популяризации зарубежной литературы, творческие конкурсы.

март-апрель

заместитель директора по ВР, заведующая библиотекой, библиотекарь, классные руководители

36

Участие в районных и городских мероприятиях ко Дню славянской письменности и культуры.

май

заместитель директора по ВР, заведующая библиотекой, библиотекарь

37

Участие в районных и городских мероприятиях, посвященных Международному Дню защиты детей 1 июня.

июнь

заместитель директора по ВР, классные руководители

38

Организация тематических выставок в библиотеке по культуре и традициям народов России и мира.

в течение года

заведующая библиотекой, библиотекарь

 

Контроль за реализацией программы

Управление и контроль за реализацией программы «Толерантность» осуществляется творческой группой, созданной в ГОУ лицей №329. В состав творческой группы входят: заместитель директора по УВР, заведующая библиотекой, педагог-организатор, учителя-предметники.


Ожидаемые результаты

В результате осуществления программы ожидается:

  • интеграция в образовательном пространстве лицея представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов;
  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению работы с учащимися, привлечение школьников к общественным мероприятиям, направленным на распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся;
  • формирование у учащихся толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ; интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов, представленных в Санкт-Петербурге;
  • укрепление атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок;
  • создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования толерантности, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.